Аналитическая справка о результатах работы с обращениями граждан, представителей организаций, с жалобами, поданными в порядке подчиненности в первом полугодии 2020 года

Анализ состояния работы с обращениями граждан и представителей организаций, поданных в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - Управление) за истекший период 2020 года принято к рассмотрению 9 960 обращений граждан и организаций, поданных в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ-59), в аналогичном периоде прошлого года (далее — АППГ) принято к рассмотрению  8 261, что на 1 699 обращений или на    21 % больше.

Остаток обращений на начало отчетного периода составил 603 (АППГ 861).

Всего на рассмотрении в отчетном периоде находилось с учетом переходящего остатка 10 563 обращения (АППГ – 9 122).

Доля обращений, от общего количества принятых к рассмотрению обращений в отчетном периоде, поданных взыскателями, составляет 8 063 обращений или 81 % (против  7 296 в АППГ), от должников – 1 872 или 19 % (против 1 262 в АППГ), от заявителей, не являющихся стороной исполнительного производства поступило – 628 или  6 % (против 564 в АППГ).

Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, отмечается увеличение количества обращений, поступивших как от взыскателей на 767 или 11 %, так  и от должников на 610 или 48 %.

Взыскателями-гражданами направлено 2 288 обращений или 28 % от общего количества принятых от взыскателей, от представителей организаций принято на рассмотрение 5 775 обращений или 72 %.

Из числа должников чаще обращаются граждане 1 532 (82 %), представителей должников-организаций обратилось 340 (18 %).

Из Администрации Президента Российской Федерации в отчетном периоде обращений не поступало (АППГ - 1).

Количество обращений поступивших из Аппарата Правительства Российской Федерации  18 ( АППГ - 5).

Количество обращений, поступивших из палат Федерального Собрания Российской Федерации составило 5, как и в аналогичном периоде прошлого года.

Из Аппарата уполномоченного в Российской Федерации по правам ребенка обращений не поступало поступало (АППГ - 1).

Из Аппарата уполномоченного в Российской Федерации по правам человека  поступило 1 обращение (АППГ – 3).

Количество обращений, поступивших из органов прокуратуры увеличилось на 19 % (1 249 в отчетном периоде, 1048 в АППГ).

Отмечается снижение количества обращений поступивших из органов государственных власти Российской Федерации, так в отчетном периоде поступило 253 обращения, что на  137 обращений меньше, чем в АППГ (390).

В отчетном периоде 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, значительно уменьшилось поступление обращений, поступивших    в электронной форме, подлежащих рассмотрению в порядке ФЗ-59 и содержащих жалобу на ненадлежащую работу должностных лиц Управления (1 587 против 4 184 в АППГ).

По характеру обращений основную часть составляют жалобы на неисполнение исполнительных документов, а также по другим вопросам, входящих в компетенцию Управления, при этом 71 % от общего количества находящихся на рассмотрении в отчетном периоде, составляют обращения по взысканию денежных средств (7 500 обращений против  6 075 или 67 %  в АППГ);

В Управлении на исполнении в отчетном периоде находилось 1 770 389 исполнительных производств, что на 112 970 исполнительных производств или    6 % больше, чем в аналогичном периоде 2019 года (1 675 419). Из общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении, окончено    и прекращено 683 516, из них 400 427  — окончено фактическим исполнением.

Таким образом, соотношение количества обращений в порядке 59-ФЗ, поступивших на рассмотрение в отчетном периоде (9 960), к количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде     (1 770 389), составляет 1 обращение на 178 исполнительных производств. В аналогичном периоде 2019 года данное соотношение составило 1 обращение на 202 исполнительных производства.

Из всего количества обращений, принятых к рассмотрению в целом по области, количество повторных обращений составило 412 или 4 % от общего количества поступивших на рассмотрение обращений (АППГ — 349). Следовательно, по сравнению с АППГ, в отчетном периоде увеличилось поступление повторных обращений на 63 обращения или на 29 %.

Отозвано обращений до рассмотрения по существу 293 (АППГ 319).

Из рассмотренных обращений по существу в отчетном периоде признано обоснованным 25 обращений (в АППГ - 54).

В отчетном периоде 79 обращений рассмотрены с нарушением установленного законом срока.

Анализ состояния работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности

В отчетном периоде в аппарате Управления и структурных подразделениях находилось на рассмотрении 10 068 жалоб, поданных в соответствии с главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – жалоба, поданная в порядке подчиненности), в том числе остаток на начало отчетного периода 655, на рассмотрение главному судебному приставу Ростовской области поступило 4 422 или 44 %, старшим судебным приставам структурных подразделений 3 261 или 56 %. В аналогичном периоде прошлого года на рассмотрении находилось 6 568 жалоб, в том числе остаток на начало отчетного периода 156 (у главного судебного пристава Ростовской области    3 307 или 51 %, у старших судебных приставов структурных подразделений 3 261 или 50 %).

От взыскателей поступило 9 667 жалоб или 96 % (АППГ  6 280), от должников 277 или 3 % (АППГ 218). От заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства 124 или 2 %.

Таким образом, в 1 полугодии 2019 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается увеличение количества поступивших жалоб, поданных в порядке подчиненности на 3 500 или на 54 %.

Соотношение количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (10 068) к общему количеству исполнительных производств (1 770 389), находившихся на исполнении в отчетном периоде, составляет 1 : 176 (АППГ 1 : 255).

Основное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде, приходится по исполнительным производствам имущественного характера, по взысканию денежных средств 9 780 или 98 %  (АППГ 6237 или 95 %), по алиментным обязательствам 82 или 1 % (111 или 2 % в АППГ).

Из общего количества жалоб, находящихся на рассмотрении отказано в рассмотрении по существу по 433 жалобам (1 723 в АППГ), 322 жалобы отозваны до принятия по ним решений (АППГ 382), рассмотрено по существу 8 932  жалобы (АППГ 3 973).

Из общего количества рассмотренных жалоб отказано в удовлетворении требований заявителей 7 043, что составляет  79 %.

Признано обоснованными в результате рассмотрения жалоб в порядке подчиненности  1 889 или 22 % (АППГ 289 или 8 % ). Процент жалоб признанных обоснованными полностью, к общему количеству рассмотренных, составил 9 % или  802 жалобы (АППГ 83 или 2 %). Процент жалоб признанных обоснованными частично, к общему количеству рассмотренных, составил 13 % или 1 087 жалоб (АППГ 206 или 5 %).

Таким образом, в отчетном периоде наблюдается значительное увеличение количества обоснованных жалоб, поданных в порядке подчиненности (на  1 600 жалоб).

Остаток жалоб на конец отчетного периода, по которым не приняты решения составил 391, из них приостановлено рассмотрение по 6 жалобам.

Причины роста количества обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности и меры направленные на снижение количества обращений и жалоб

Основными причинами роста количества обращений и жалоб об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления являются: несвоевременное принятие судебными приставами-исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, находившихся на исполнении у судебного пристава-исполнителя, нарушение установленных сроков исполнения судебных решений и актов иных уполномоченных органов, отсутствие информации у сторон исполнительного производства о совершенных исполнительных действиях, утрата исполнительных документов при пересылках, низкая исполнительская дисциплина, некачественное рассмотрение первичных обращений непосредственно структурными подразделениями, кадровое обновление сотрудников структурных подразделений (назначенные на должность судебные приставы-исполнители, в силу отсутствия опыта работы, определенных навыков и знаний, допускают нарушения законодательства об исполнительном производстве, что также приводит к поступлению обращений и жалоб в порядке подчиненности).

Увеличение количества повторных обращений обусловлено, в большей степени, субъективными факторами, в том числе желанием ускорить заявителями разрешение своих вопросов.

В основном суть повторных обращений сводилась к разъяснению причин вынесения судебными приставами-исполнителями процессуальных решений, процедур взыскания и распределения денежных средств, наложения либо снятия ареста с имущества.

Вместе с тем, по-прежнему имеет место ненадлежащая проверка доводов, изложенных в обращениях, и направление формального ответа заявителям, что, как следствие, также приводит к их повторным обращениям.

В случае выявления в ходе рассмотрения обращений фактов нарушения действующего законодательства об исполнительном производстве и порядка рассмотрения обращений, обеспечивается принятие мер по восстановлению нарушенных прав заявителя, решается вопрос о проведении служебной проверки      в отношении виновных должностных лиц.

Также причинами увеличения количества обращений и жалоб, в том числе и повторных является направление заявителями обращений сразу нескольким адресатам.

Так, в аппарат Управления и структурные подразделения непосредственно от граждан и представителей организаций в отчетном периоде 2020 года поступило 3 993 обращений в порядке ФЗ-59, а остальные 6 570 обращений поступили из вышестоящих и иных органов государственной власти. Складывается ситуация, когда обращение заявителя рассматривается в аппарате Управления или структурном подразделении, а затем, после поступления обращения из вышестоящих и контролирующих органов вновь направляется ответ заявителю с дальнейшим информированием вышестоящих и контролирующих органов о результатах рассмотрения обращения (жалобы).

Вместе с тем, обращение граждан в различные органы государственной власти, после получения ответа из службы судебных приставов, не может свидетельствовать о неудовлетворительности принятых в ходе рассмотрения мер. При этом недовольство заявителей связано с отсутствием положительного решения вопроса о взыскании денежных средств (по иным вопросам) в силу объективных причин, не зависящих от деятельности судебного пристава-исполнителя. Это - отсутствие исполнительного документа на исполнении, отсутствие у должников имущества, на которое возможно обратить взыскание, отсутствие у них доходов, нахождение должников-организаций в процедуре ликвидации, наличие на исполнении исполнительных документов с вышестоящей очередностью удовлетворения требований взыскателей при недостаточности имущества у должников, длительная процедура предоставления жилых помещений, а также выделение денежных средств из федерального бюджета при исполнении исполнительных документов неимущественного характера.

Во избежание поступления обращений в массовом порядке проводится работа с кредитными и микрофинансовыми организациями, предъявляющими к принудительному исполнению исполнительные документы в массовом количестве. В данном направлении работа осуществляется в соответствии с письмами ФССП России № 12/12-15793-АП от 10.06.2013, № 12/15-26067-ТИ от 16.09.2013, № 12/15-36919-АПП от 20.12.2013. С учетом реализации указаний центрального аппарата ФССП России, Управлением разработан и направлен в структурные подразделения алгоритм работы по взаимодействию с представителями кредитных  и микрофинансовых организаций по вопросу рассмотрения обращений  и жалоб, поступающим в массовом порядке.

Организована работа, направленная на взаимодействие с представителями указанных организаций с целью предотвращения поступления жалоб в массовом порядке. Проводятся рабочие встречи с представителями кредитных организаций с начальниками структурных подразделений, по результатам которых согласовано, принимаются оптимальные решения о предоставлении необходимой информации взыскателям. Вместе с тем, в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, рабочие встречи с представителями организаций проводились преимущественно в первом квартале 2020 года, во втором квартале квартале 20020 года связь с организациями, с целью информационного обмена информацией, поддерживалась в телефонном режиме.

С целью недопущения массового предъявления обращений начальникам структурных подразделений даны указания, для обеспечения постоянного взаимодействия с представителями кредитных  и микрофинансовых организаций (взыскателей) по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, назначать ответственных должностных лиц из числа наиболее опытных сотрудников, на постоянной основе организовывать извещение указанных организаций о принятых в рамках исполнительных производств процессуальных решениях (при наличии технической возможности извещение осуществлять посредством электронного документооборота).

Для предупреждения и своевременного выявления нарушений в работе структурных подразделений, специалисты аппарата Управления проводят проверки, в ходе которых изучается соблюдение судебными приставами-исполнителями норм законодательства об исполнительном производстве, полнота принимаемых ими мер принудительного характера, а также деятельность должностных лиц по качеству подготовки ответов, своевременности предоставления запрашиваемой информации, принятию мер по исполнению поручений и указаний Управления, принятию соответствующих мер по исполнительным производствам, поставленным на контроль.

Рассмотрение обращений граждан и представителей организаций, жалоб, поданных в порядке подчиненности в аппарате Управления, осуществляется отделом по работе с обращениями граждан и организаций. В ходе рассмотрения обращений сотрудниками отдела по работе с обращениями граждан и организаций принимаются меры не только по восстановлению нарушенных прав заявителей, либо разъяснения им норм действующего законодательства, но и по достижению конечного, конкретного результата. Осуществляется проверка полноты совершенных судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, достаточности их для фактического исполнения требований исполнительных документов.

Состояние работы с обращениями, жалобами в порядке подчиненности и меры по её совершенствованию регулярно обсуждаются на коллегиях Управления, на оперативных совещаниях при руководителе Управления с заслушиванием начальников структурных подразделений и их заместителей, имеющих недостатки при рассмотрении обращений.

В случае выявления нарушений действующего законодательства, в результате действий (бездействия) должностных лиц Управления, принимаются меры по устранению выявленных нарушений, направленных на восстановление прав и интересов заявителей, при наличии правовых оснований принимаются меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Так, в отчетном периоде в ходе рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, жалоб, поданных в порядке подчиненности, отделом по работе с обращениями граждан инициированы 4 служебные проверки в отношении должностных лиц Управления и 25 в отношении должностных лиц структурных подразделений, по результатам которых 13 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

В структурных подразделениях Управления назначены ответственные из числа заместителей начальников отделов (начальников отделов) за правильностью регистрации поступающих обращений, полнотой, своевременностью и качеством ответов заявителям и информации по обращению, направляемой в аппарат Управления.

Значительную долю разъяснений законодательства об исполнительном производстве граждане получают по телефону «горячей линии», на котором работают сотрудники отдела по работе с обращениями граждан и организаций и справочному телефону Управления, установленном в отделе документационного обеспечения. Начальниками структурных подразделений назначены  ответственные должностные лица за обеспечение надлежащего функционирования телефонной связи в структурных подразделениях. Осуществляется ежедневный контроль работоспособности телефонной линии, в случае технических неисправностей телефонной связи  незамедлительно сообщается в отдел информатизации и обеспечения информационной безопасности.

Осуществляется ежемесячный анализ динамики поступления обращений и жалоб в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, организован еженедельный мониторинг сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в структурных подразделениях.

По результатам анализа заслушиваются начальники структурных подразделений, допустившие рост количества обращений.

В рамках зонального контроля зональными специалистами отдела по работе с обращениями граждан и организаций оказывается практическая и методическая помощь структурным подразделениям Управления  в организации работы с обращениями.

Контроль рассмотрения повторных обращений алиментного характера, а также обращений, поступивших из администрации Президента Российской Федерации, осуществляется лично руководителем Управления, в ходе проведения выездных приемов граждан в обязательном порядке проверяются материалы исполнительных производств

Отдел по работе с обращениями граждан и организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время создания/изменения документа: 21 июля 2020 09:49 / 21 июля 2020 12:42

Версия для печати